Накануне депутат городского совета Долгопрудного Борис Надеждин сдал подписи в Центризбирком для участия в выборах на пост президента России. На старте своей кампании по выдвижению политик объявил себя кандидатом от демократических и антивоенных сил, чем привлек внимание уехавших из страны «оппозиционеров», занявших сторону киевского режима, а также релокантов, выступающих против спецоперации РФ на Украине или же прямо спонсирующих ВСУ. С расчетом на подобный целевой электорат команда Надеждина на протяжении нескольких недель собирала подписи за рубежом. Проукраинские пользователи Twitter публиковали фото у «штабов», открывшихся в Варшаве, Белграде, Стамбуле, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Тель-Авиве, Берлине, Вильнюсе, Ереване и Тбилиси.
Однако все эти «сборы» были организованы лишь для освоения спонсорских бюджетов и для создания красивой картинки в либеральных СМИ и соцсетях. Все собранные за рубежом подписи в свою поддержку Надеждин в ЦИК не принес. Ведь изначально было ясно, что автографы релокантов приняты не будут.
Статья 38 закона об основных гарантиях избирательных прав содержит прямое указание на признание таких подписей недействительными.
«Недействительными считаются: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи избирателей, место жительства которых расположено за пределами территории соответствующего субъекта РФ, при сборе подписей за пределами территории РФ — подписи избирателей, не проживающих постоянно за пределами территории РФ», — говорится в законе. Вряд ли юристы Надеждина об этом не знали. Тем не менее «сбор подписей» никто не остановил.
Примечательно, что политик сам же и подтвердил бессмысленность действий своих зарубежных «штабов». «Подписи из-за границы мы приветствуем, но в ЦИК не понесем», — сообщил Надеждин. Якобы это была «символическая поддержка».
По сути, проукраинских релокантов просто использовали ради пиара и создания информационной шумихи. Кроме того, вполне возможно, что сборщики подписей из команды Надеждина создавали базу данных перебравшихся за рубеж противников СВО.
Надеждину как представителю непарламентской партии необходимо было собрать не менее 100 тыс. и не более 105 тыс. подписей избирателей, при этом не более 2,5 тыс. в каждом субъекте РФ. Вместе с подписями претендент в кандидаты предоставляет в ЦИК протокол об итогах их сбора, в котором указаны регионы, количество подписей в каждой папке, первый финансовый отчет, платежное поручение на оплату кандидатом изготовления подписных листов, нотариально заверенные сведения о сборщиках подписей, письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
На первичном этапе сотрудники Центризбиркома пересчитывают сданные подписи без оценки их качества. Позже на компьютере с помощью государственной автоматизированной системы «Выборы» происходит процедура случайной выборки папок, подписи в которых будут подлежать проверке.
Проверка отобранных подписей проходит с помощью специального программно-технического комплекса с применением искусственного интеллекта, который сопоставляет данные граждан, поставивших подписи, с регистром избирателей. Если есть подозрения в достоверности, подписи проходят дополнительную экспертизу. Если в выборке обнаруживается более 5% недействительных или недостоверных подписей, ЦИК проводит дополнительную проверку еще нескольких тысяч подписей. На проверку отводится не более 10 дней.