В условиях пандемии камеры видеонаблюдения стали для властей прекрасным подспорьем в борьбе с распространением коронавируса. Нарушителей карантинных мер легко установить и привлечь к ответственности. Отслеживая маршрут носителя COVID-19, который нарушает режим самоизоляции, можно локализовать или предупредить вспышки инфекции.
Точное количество видеокамер, установленных по всему миру, подсчитать почти невозможно. По некоторым оценкам, сегодня их на планете установлено более 770 миллионов. Лидерство здесь за Китаем. По мнению американских исследователей, на КНР приходится 54% от общего количества камер. Во многом это связано с тем, что в Поднебесной расположены крупнейшие производители систем видеонаблюдения, такие как Hikvision, Huawei и Dahua.
На США и Канаду приходится 18% от общего числа камер в мире. На страны Азии (за исключением Китая) — 15%. Разумеется, речь идет только об официальной информации. Фактическое число, возможно, значительно превышает показатель. По прогнозам к 2021 году в мире будет работать более 1 млрд устройств.
Если же сузить статистику до уровня городов, то отнюдь не многомиллионные азиатские мегаполисы занимают первые строчки в рейтинге. Самым контролируемым городом в мире вот уже долгие годы является Лондон, а во всей же Великобритании на 11 человек приходится 1 камера видеонаблюдения. Каждый подданный Елизаветы II в среднем 300 раз ежедневно попадает в объективы.
Англичан, кстати, можно считать родоначальниками системы слежения. Ее прототипом стала фотосистема, установленная в 1913 году в лондонской тюрьме Холлоуей. Суфражистки, находившиеся там под стражей, считались местной полицией опасными преступницами, которых нужно было особо контролировать.
Само видеонаблюдение как таковое было разработано только в 1942 году в Германии. Ученый Вальтер Брух изобрел первую видеокамеру, чтобы можно было дистанционно наблюдать запуск баллистической ракеты «Фау-2».
В 1949 году был опубликован фантастический роман Джорджа Оруэлла «1984», в котором автор описывал массовое использование видеонаблюдения задолго до его распространения. Поэтому и всю эту систему слежения давно принято ассоциировать с персонажем «1984» Большим (Старшим) Братом. Так в книге звали таинственного диктатора тоталитарного государства Океании. В обществе, описанном Оруэллом, власти при помощи камер наблюдают за каждым шагом каждого человека и постоянно напоминают об этом фразой «Большой Брат следит за тобой».
В 1956 году уличные камеры впервые внедрили в Гамбурге. Они предназначались для того, чтобы вовремя переключать сигнал светофора. Затем аналогичные устройства появились и в других городах ФРГ. Однако мировую моду в сфере видеонаблюдения задавали все же британцы. В 1960 году на Трафальгарской площади в Лондоне была установлена первая стационарная камера, следившая за обстановкой в местах скопления людей. Спустя 8 лет в штате Нью-Йорк заработала первая сеть камер для борьбы с уличной преступностью. Изображение передавалось прямо в полицейское управление. Сейчас Нью-Йорк является вторым городом в мире по количеству установленных систем слежения. В среднем в США на каждые пять человек приходится одна камера.
В России сейчас широко внедряется система видеонаблюдения. В городах растет количество камер. Это связано с развитием городской инфраструктуры, а также с проведением различных национальных и международных мероприятий. Единый государственный экзамен, сочинская Олимпиада, саммит ШОС, чемпионат мира по футболу и другие всевозможные соревнования, форумы и конференции. Безусловными лидерами по количеству установленных видеокамер являются Москва и Санкт-Петербург. Первопрестольная при этом значительно обгоняет по этому показателю Северную столицу. Если в Петербурге камер более 40 тысяч, то в Москве количество этих устройств уже превышает 200 тысяч.
Записи используются в расследовании порядка 70% правонарушений. С их помощью фиксируются и выписываются штрафы за некачественное содержание территорий. Видеонаблюдение ведется в метро и наземном транспорте для обеспечения безопасности пассажиров. В столице также работает разветвленная система дорожных камер для пересечения нарушений ПДД и регулирования движения на дорогах. Сюда же можно добавить и десятки тысяч частных устройств.
Чаще всего видео с камер наблюдения используется для разбора ДТП (40% обращений), потом идет вандализм (28%), кражи (24%), драки (2%). Еще 6% приходится на другие виды правонарушений. 53% заявок на видео поступает от правоохранительных органов, 43% — от граждан, 4% — от представителей органов исполнительной власти.
Камеры облегчают работу полиции и следователей. Это прямо отражается на уровне нашей безопасности. И тут речь отнюдь не о вторжении в частную жизнь. Развивающаяся система видеонаблюдения существенно усложняет жизнь преступникам и прочим недобропорядочным гражданам. И если одни разбивают или заклеивают камеры, то другие, пытаясь остаться незамеченными, готовы платить за это немалые деньги.
Например, известный блогер Алексей Навальный арендует квартиру в элитном жилом комплексе «Лира», за которую ежемесячно платит порядка 200 тысяч рублей.
В здании, расположенном по адресу ул. Мастеркова, д. 1, нет ни одной камеры. Вероятно, жильцы «Лиры» и других элитных домов, где отсутствует система видеонаблюдения, относят себя к «привилегированному классу» и пытаются максимально сохранить свою приватность. Может, это какая-то паранойя, свойственная богатым и влиятельным людям. Или же кому-то из них есть что скрывать от Большого Брата?