Давайте представим ситуацию: неизвестный гражданин заходит в музей, спокойно, без лишних эмоций, прямо на глазах у посетителей снимает со стены картину, относит ее за колонну или за угол, вынимает из рамы и так же спокойно уходит вместе с полотном.
«Да ладно, такого не может быть!» — скажите вы.
И будете неправы. Это действительно произошло с картиной Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». А музей из воображаемой ситуации — Государственная Третьяковская галерея!
Оценочная стоимость картины — 12 миллионов рублей. Хорошо, что конкретно в этом случае грабителя задержали буквально на следующий же день, а полотно вернули. Но ведь бывает совсем по-другому!
Как часто это происходит? И что делать, если похищено произведение искусства?
Преступления в сфере искусства
Ночью 18 марта 1990 года двое мужчин в полицейской форме вошли в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Связав охранников, они спокойно унесли 13 картин, в том числе работы Мане и Дега. Был похищен единственный морской пейзаж Рембрандта!
Общая стоимость украденного составила полмиллиарда долларов. Дело стало самым крупным подобный преступлением в истории США. И оно не раскрыто до сих пор. Музей предлагает награду в 5 миллионов долларов за возвращение своих сокровищ. Места в экспозиции, где висели картины, отмечены пустыми рамами.
И таких случаев множество по всему миру. Картины стоимостью в несколько десятков, а то и сотен миллионов пропадают. Причем некоторые — бесследно.
В 1990-2000 годах МВД России, Интерпол и полиции всего мира совместными усилиями создали механизм противодействия сбыту краденых шедевров. В случае пропажи произведения искусства, оно ставится на учет в специальную систему антиквариата в министерстве внутренних дел. Информация также отправляется в международную уголовную полицию.
Правда, насколько эффективно работает эта система, сказать сложно. Итальянские арт-карабинеры говорят, что во многих странах у полицейских просто нет опыта в расследовании дел, связанных с искусством. Сами они работают, кстати, очень эффективно: только за 2018 год удалось вернуть более 50 тысяч предметов на сумму 118 миллионов евро.
Самый известный в мире арт-детектив
Кристофер Маринелло, юрист по образованию, проработал в суде Нью-Йорка 25 лет. Сейчас он возглавляет компанию Art Recovery International. И он самый известный в мире арт-детектив. Это он отыскал «Сад» Матисса и «Синюю бутылку» Леже. Нашел и вернул даже тиару британской герцогине! Буквально Шерлок Холмс!
Так что же делать, если украли ценную картину?
Сначала позвонить в полицию, потом в свою страховую компанию. «А затем позвонить мне», — говорит в одном из интервью Маринелло.
Данные попадают в ту самую систему, о которой было сказано выше. Арт-полицейские — в тех странах, где они есть, — обыскивают аукционные дома, просматривают каталоги выставок и музеев, связываются с антикварными магазинами. Работа эта крайне кропотливая. Бывает так, что пропавшее произведение искусства всплывает на уважаемых всеми аукционах. Тогда в дело идет культурная дипломатия. Картину стараются вернуть владельцу, даже если она была уже кем-то куплена официально.
Кристофер Маринелло, кстати, довольно безжалостно говорит о России. По его мнению, это черная дыра мирового рынка искусства. Граждане нашей страны с большой охотой покупают краденые экспонаты, не отдавая себе отчет, что, возможно, когда-нибудь захотят их продать и тогда столкнутся с реальными проблемами. В общем, проверять историю произведения искусства — это важно!
Страхование культурных ценностей
Первое, что предлагают страховые компании музеям и частным коллекционерам, — это усилить охрану. Логично. Ведь даже если у вас железобетонная дверь, как в банковских хранилищах, сигнализация, решетки на окнах, вы не выходите из своей галереи и никого не пускаете внутрь... вас все равно могут ограбить. Сколько голливудский фильмов об этом снято!
Поэтому важнее второе предложение страховых компаний — финансовый контроль риска. То есть, если у вас украли произведение искусства, вам выплатят компенсацию.
Самая главная проблема, с которой можно столкнуться на этом этапе, — оценка стоимости предмета. Страховая компания будет ее закономерно занижать, чтобы заплатить вам меньше, а вы вполне можете действовать, так сказать, в противоположном ключе.
Оценка осуществляется тремя методами: по каталогу, по аукционной цене (культурные ценности, приобретенные на аукционах, страхуются на сумму, соответствующую цене приобретения) и путем сравнительного анализа.
Вот пара примеров оценочной стоимости. Картина Караваджо «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием», похищенная двумя неизвестными из часовни Сан-Лоренцо в итальянском Палермо, стоит 20 миллионов долларов. Полотно Ван Гога «Ваза с красными маками» — 50 миллионов. Его, кстати, похищали дважды. В первый раз нашли, а во второй — нет.
В 2006 году из Эрмитажа пропал 221 экспонат на общую сумму 130 миллионов рублей. 34 экспоната потом вернули — и то хорошо.
Проблемы страхования культурных ценностей в России
На Западе страхование культурных ценностей — давний и хорошо развитый бизнес. У нас это пока не так. Музеи по закону обязаны страховать свои коллекции, у них редко возникают с этим проблемы. Другое дело — частные коллекционеры. Не у всех есть возможность создать необходимые условия для хранения предметов искусства, обеспечить достаточную охрану и все такое.
Нередко страховые компании отказывают в полисе. Чаще всего они предлагают застраховать культурные ценности как обычное имущество. В случае, если, например, грузчики при перевозке продырявили вашего Ван Гога, — если у вас вдруг где-то завалялась картина Ван Гога! — то вы получите компенсацию на реставрацию. При этом рыночная стоимость предмета, понятное дело, падает. Но страховая считает, что это не ее проблема.
Вот что еще важно сказать: застраховать можно только подлинники и культурные ценности с прозрачной историей (возвращаемся к тому, что Россия считается черной дырой на мировом рынке искусства). На просторах нашей страны находятся тысячи подделок и краденых картин, и получить полис на них нет никаких шансов.
Вывод
Страхование культурных ценностей — все еще экзотика для нашей страны. Впервые российский коллекционер застраховал свою коллекцию и рассказал об этом лишь в 2007 году. Это был глава «Альфа-групп» Петр Авен. Он застраховал 222 картины на 150 миллионов долларов.
Страховать предметы искусства дорого. Полис может обойтись в сумму порядка 5% от стоимости самого шедевра. Но если говорить о действительно ценных вещах, наверное, стоит раскошелиться.
Денис Аникин