Блогер Алексей Навальный 20 июля 2020 года объявил о закрытии своего Фонда борьбы с коррупцией.
«Знаете, как магазины часто делают, пишут здоровыми буквами: ликвидация, магазин закрывается, последняя распродажа. Люди покупаются на этот рекламный трюк, сметают товары якобы со скидкой, но на самом деле никто не закрывается. В нашем же случае мы действительно вынуждены сказать, что некоммерческой организации "Фонд борьбы с коррупцией", которую я основал 9 лет назад, пришел конец, потому что у нас ее просто отняли», — сообщил Навальный в своем блоге. По этому поводу он записал и видеоролик, в котором также акцентировал, что закрытие ФБК — это не рекламный трюк, который проворачивают при ложных распродажах в магазинах.
В соответствии с законом о некоммерческих организациях, учредители НКО, принявшие решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора).
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами НКО.
При этом ликвидационная комиссия помещает в официальных органах печати публикацию о ликвидации НКО, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами.
То есть полномочия директора НКО переходят к ликвидатору. О чем делается соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Несмотря на то, что Навальный заявил о ликвидации ФБК еще в июле 2020 года, к процессу закрытия организации никто не приступил. Директором все еще числится Иван Жданов.
А последняя запись о внесении изменений в документы ФБК датируется 2017 годом.
Никаких публикаций в официальных органах печати о ликвидации фонда Навального нет.
Сотрудники ФБК могли бы сослаться на болезнь Навального, однако ему стало плохо только 20 августа, через месяц после объявления о закрытии ФБК. Таким образом, времени, чтобы подать документы в регистрирующий орган, у подшефных блогера было более чем достаточно.
Для юридических лиц законом предусмотрена ответственность за введение в заблуждение граждан — за те же ложные сообщения о закрытии. Так, например, и произошло с сетью ювелирных салонов, которые объявляли о своей ликвидации, а по факту продолжали работать.
Получается, что Навальный просто ввел в заблуждение всех тех, кто ему верит. Это могло быть сделано для того, чтобы у ФБК было больше времени на то, чтобы избавиться от имущества и от компрометирующих документов, к которым у кредиторов в процессе ликвидации появится доступ.
При изучении уставных документов ФБК стоит также обратить внимание и на еще одну особенность деятельности фонда Навального.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, основной вид деятельности ФБК — деятельность в области права и бухгалтерского учета. (ОКВЭД 69),
Однако данный вид деятельности в основном присущ коммерческим организациям. А ФБК — это НКО, и основной вид деятельности таких структур описывается как «деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки» (ОКВЭД 94.99).
Почему юристы ФБК не учли данный момент, непонятно. Вероятнее всего, это было сделано намеренно.