Амстердам уже многие годы считается велосипедной столицей мира. Ежедневно на улицы города выезжает до 400 тысяч велосипедистов. Двухколесным транспортом регулярно пользуется почти половина жителей. Для них выделены специальные дорожки, общая длина которых составляет около 400 километров, и оборудованы светофоры. Не дай бог пешеходу выйти на полосу для велосипедов — если не собьют, то пальцем погрозят точно, а может, и обматерят заодно.
К велосипедизации стремятся власти всех мегаполисов. Относительно удачно этот процесс идет в городах с населением до миллиона человек. В Копенгагене на велосипедах перемещается около 30% жителей, в немецком Бремене — пятая часть.
Гораздо сложнее пересадить граждан на двухколесный транспорт в городах-миллионниках. В Берлине регулярно пользуются велосипедом 15% горожан, в Париже — около 5%, в Лондоне — не более 2%.
В Москве в 2012 году прошел первый велопарад. Активисты-велосипедисты таким образом стремились заявить властям города о необходимости популяризации этого вида транспорта. В акции тогда приняли участие около восьми тысяч человек. Годом позднее была открыта велодорожка на Фрунзенской набережной и заработал городской прокат «Велобайк».
Следующие три года в рамках проекта «Моя улица» городские власти активно отрезают куски проезжей части, дабы уступить место велосипедистам. Когда дорога и так довольно узкая, велодорожки прокладывают на тротуарах — так было сделано, например, на Пятницкой улице и на Большой Никитской. Правда, и пешеходы, и велосипедисты оказались не в восторге от такой организации движения: поток людей там очень плотный, они буквально вынуждены идти по велодорожкам, подвергая и себя, и коллег «на колесах» опасности.
Полосы для велосипедистов были организованы на Бульварном кольце, Бронных, на Мытной, Люсиновской и ряде других улиц.
В 2018 году власти Москвы рапортуют о создании в городе 773 километров велодорожек и велополос. Однако это оказалось некоторым лукавством: в эту внушительную цифру были включены также 550 километров полос для движения общественного транспорта. При этом велосипедисты редко пользуются «выделенками» — это небезопасно. Особенно если учесть, что по ним ездят не только тихоходные автобусы, но и крайне резвые и не всегда адекватные такси.
Тем не менее городские власти говорят, что с каждым годом популярность велосипедов неуклонно растет. Если за 2014 год москвичи совершили около миллиона поездок с использованием сервиса «Велобайк», то в 2019-м этот показатель подобрался к 4,5 миллиона.
На сайте «Авито» запрос по слову «велосипед» к маю прошлого года опередил по количеству самый популярный ранее, «квартира». По статистике продаж московских магазинов, у жителей столицы есть около пяти миллионов двухколесных транспортных средств.
Однако ежедневно велосипед для поездок используется москвичами лишь в 0,5% случаев, по сравнению с другим транспортом, рассказал РБК президент Велотранспортного союза Игорь Налимов.
В 2018 году координатор общественного движения «Автомобилисты Москвы» Леонид Антонов на общественных слушаниях на тему велосипедного будущего столицы продемонстрировал ролик в ускоренном режиме, где видно, что за продолжительное время по велодорожке прокатились всего пара человек.
И даже те, кто пользуется велосипедом как средством передвижения, предпочитают ехать по тротуару или по краю проезжей части. Главная претензия любителей двухколесного транспорта — качество построенных велодорожек. Во многих местах не предусмотрен плавный съезд с бордюра, качество покрытия весьма низкое. Есть и ряд других недостатков: например, на Неглинной улице полоса отделена от проезжей части высоким бордюром, но она настолько узкая, что этот самый бордюр можно легко задеть педалями, что неминуемо приведет к падению ездока. А самое главное — многие велодорожки ведут в никуда. Они резко начинаются и так же неожиданно заканчиваются.
На недовольство велосипедистов накладывается гнев их коллег по движению — водителей автомобилей. Несколько лет общественные организации, типа «Синих ведерок», добиваются устранения хотя бы части велодорожек — тех, что практически не используются. В прошлом году, благодаря их усилиям, демонтировали велополосу на Мытной улице. Это пространство, по мнению автоактивистов, гораздо нужнее для организации дополнительных парковочных мест для посетителей детской Морозовской больницы. Водители жалуются на сужение проезжей части и подчас небезопасное и даже агрессивное поведение велосипедистов.
Пешеходы тем временем, мягко говоря, недолюбливают и тех, и других.
Среднегодовая температура в Москве постепенно растет и приближается к европейским показателям (спасибо глобальному потеплению). Это вполне бы способствовало популяризации велосипеда как средства передвижения. Однако пока велосипедная инфраструктура российской столицы оставляет желать лучшего, вряд ли Москва станет новым Амстердамом.