Урбанизация как глобальный тренд способствует тому, что все больше людей переезжает из сельской местности и небольших городов в крупные мегаполисы. От избытка населения страдают почти все мировые столицы.
В трех крупнейших агломерациях России (Московской, Санкт-Петербургской и Самарско-Тольяттинской) суммарно проживает около 28 миллионов человек. Это одна пятая от всего населения страны.
По данным Росстата на 1 января 2019 года, население Москвы составляло 12,6 миллиона человек. Только за первые 6 месяцев прошлого года число жителей столицы выросло на 20,5 тысячи человек. Примерно 3/4 от общего прироста населения Москвы — это приезжие из других регионов. И нужно понимать, что это только официальная статистика. Реальные цифры могут быть в несколько раз больше.
Люди едут в мегаполисы, так как здесь больше возможностей для работы и лучше условия для жизни. Однако, разрастаясь, большие города начинают создавать большие проблемы. Перенаселенность влечет за собой ухудшение экологической ситуации, резкий рост цен на жилье, транспортный коллапс.
Есть ли спасение от перенаселения?
В первую очередь власти могут ввести ограничения на строительство новых жилых объектов. Например, в американском штате Орегон в 1973 году был принят «Сенатский билль 100», запрещающий возведение домов за существующими границами городов. Также жилье из-за запретов почти не строится в Нью-Йорке и Сан-Франциско.
Во-вторых, можно перенести столицу. Так поступила Бразилия в 1960 году. Органы государственной власти и штаб-квартиры крупных компаний переехали из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа. Это позволило перенаправить миграционные потоки и притормозить разрастание Рио.
Аналогичное решение с целью разгрузить Алматы в 1998 году принял президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Новой столицей страны стала Астана (ныне — Нурсултан).
В России в 2017 году подобную инициативу предлагал президенту РФ Владимиру Путину председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. Он стал автором так называемой «Доктрины размосквичивания». Она предполагала перенос столицы за Урал. По мнению исследователя, это помогло бы развитию страны, особенно Дальнего Востока и Сибири. Однако поддержки проект не получил.
В-третьих, вопрос перенаселенности городов может быть решен за счет децентрализации и грамотной градостроительной политики. Концентрация административных и деловых учреждений в центре одного города агломерации неизбежно приводит к транспортному коллапсу и переезду кадров поближе к месту работы.
К примеру, печальные последствия застройки центра Москвы офисами мы наблюдаем сейчас. Это огромные потоки пассажиров в часы пик: утром люди едут из спальных районов в центр, а вечером — домой. Пропускная способность метро уже давно достигла своего пика.
Вот как борется с этой проблемой Пекин. С целью упорядочения жизни людей в рамках огромной агломерации власти китайской столицы приняли решение соединить все прилегающие к Пекину территории в один супергород.
К китайской столице присоединят все поселения-спутники, промышленный центр Тяньцзинь, а также целую провинцию Хэбэй. Из центральных районов Пекина выведут большинство административных учреждений. Они переедут в слабозаселенные районы Хэбэя. Этот процесс планируют завершить к 2022 году. Новый супергород получит название Кин-Цзинь-Чжи.
Для того чтобы маятниковая миграция не вызывала транспортного коллапса, необходимо развивать разные виды общественного транспорта. И это четвертый способ избежать перенаселенности городов.
В качестве удачного примера можно привести крупнейшую в мире агломерацию Токио — Иокогама. Ее население составляет почти 40 млн человек. Но благодаря развитой транспортной инфраструктуре скоростных поездов граждане могут позволить себе жить в пригороде и работать в центре. При этом они не тратят на дорогу несколько часов и не имеют необходимости переезжать в столицу.
Все эти меры, безусловно, можно предпринимать. Однако для того, чтобы мегаполисы перестали страдать от перенаселенности и всех вытекающих последствий, в стране должно быть множество городов с примерно одинаковым уровнем экономического развития. Равномерное распределение возможностей для достойной работы и жизни лишит привлекательности какой-то один или несколько городов, и приток жителей из соседних регионов уже не будет таким критическим. Последнее слово здесь остается за государством. Для многомиллионной России, где все основные сферы жизни традиционно сосредоточены всего в двух мегаполисах, эта проблема актуальна как никогда.