Власти некоторых мегаполисов полагают, что каршеринг — отличная замена личного автомобиля. Такой сервис вроде как помогает сократить выбросы вредных веществ и разгрузить дороги. Но так ли эффективен каршеринг на самом деле?
В Москве система кратковременной аренды машин заработала в 2015 году. Первым игроком, вышедшим на рынок в сентябре, стал «Делимобиль» с сотней автомобилей. К концу 2015-го появились еще три оператора, и количество машин достигло 350. В декабре прошлого года в городе работали уже девять операторов с общим парком в 31 тысячу авто. А в текущем году, по планам администрации города, количество машин каршеринга вырастет до 40 тысяч.
По темпам роста каршерингового автопарка столица России уже давно обогнала Европу.
Но готовы ли москвичи и жители других городов страны действительно отказаться от личных авто в пользу арендных? Аналитическая компания UBS Evidence Lab провела опрос и выяснила, что более 60% респондентов старше 18 лет имеют машины. Речь идет о России в целом. Почти половина из них используют авто три раза в неделю и чаще. Лишь 7% опрошенных готовы продать свою машину и пересесть на каршеринг.
Тенденцию подтверждает исследование рынка Европы и Северной Америки. По данным агентства ATKearney, в США и Великобритании более половины опрошенных пользуются услугами каршеринга в лучшем случае раз в месяц. И лишь треть опрошенных немцев арендуют авто, причем делают это раз в месяц и реже.
При этом для тех, кто по разным причинам не готов отказаться от своей машины, каршеринг создает еще одну серьезную проблему, по крайней мере в Москве. Количество парковочных мест в центре города в последние годы было сокращено до минимума, а час стоянки в пересчете на месяц стоит как аренда элитной квартиры. И даже эти немногочисленные оставшиеся места занимают машины каршеринга. Они паркуются бесплатно.
Рынок арендных авто во всем мире растет. По прогнозам экспертов, к 2024 году он прибавит 20% по сравнению с 2017-м. Эта сфера привлекательна для инвесторов, следовательно, количество автомобилей сервиса на дорогах города будет только множиться. Вместе с ним будут расти выбросы СО2 и пробки.
В общем, призванный улучшить экологию и отчасти решить проблему заторов каршеринг не работает. По крайней мере не работает так, как задумывалось изначально. Возможно, власти делают ставку на подрастающее поколение, которое, как считают социологи, меньше привязаны к идее обладания личным авто в отличие от своих родителей. Как говорится, время покажет.